31.08.2023

Как правильно вести воинский учет в компании в 2023 году

Непростая политическая ситуация требует от руководителей и бухгалтеров компаний новых знаний относительно процедуры ведения воинского учета военнообязанных работников, сотрудничества с военкоматами. Многие ответственные лица стали бояться упустить какие-то новые требования, попасть под штрафные или другие санкции. Однако нововведений не так много, как кажется, принципиально порядок остается неизменным.

Основным руководящим документом является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 года. Именно на его основании каждый работодатель, независимо от организационно-правовой формы компании или ее размеров, обязан вести воинский учет. Даже если в компании всего один военнообязанный сотрудник, он же – руководитель или собственник бизнеса.

Военкоматам передают сведения о мужчинах:

  • 18-27 лет, годных по здоровью, не служивших в армии;

  • выпускниках вузов, прошедших военную подготовку;

  • уволенных в запас после прохождения службы в Вооруженных силах;

  • не подлежащих призыву, отслуживших альтернативно.

  • О женщинах, получивших военный билет или военно-учетную специальность, аналогичным порядком передают сведения военкомату.

Как поставить компанию на учет в военкомат

Сначала необходимо передать сведения о самой компании как о работодателе. В каждом военкомате порядок может несколько отличаться, поэтому лучше сначала проконсультироваться о существующих на месте правилах.

Точно потребуются копии учредительных документов, форма 18 со сведениями о компании, проект Приказа об организации, План работы воинского учета. Требования к Приказу, Плану лучше также уточнить у сотрудников военкомата по месту регистрации. Также нужно назначить, указать в соответствующей документации ответственных за работу с военнообязанными, взаимодействие с контролирующими органами. Кандидатуру должен согласовать военкомат.

Подготовленный пакет документов передают военному комиссариату по месту регистрации. После приема, проверки документов он выдает справку о постановке работодателя на воинский учет, утверждает согласованный Приказ и Положение.

Компанией для назначенного ответственным сотрудника разрабатывается должностная инструкция по ведению работы. Под хранение документов выделяют отдельный кабинет или площадь, оборудованную железными несгораемыми шкафами. Срок хранения документации часто равняется 5 годам.

Специфика общения с военными комиссариатами заключается в необходимости личного присутствия. По телефону получить исчерпывающую, достоверную информацию проблематично. С 2023 года наряду с бумажным документооборотом внедряется электронный, но пока он не во всех регионах полностью реализован. Часть взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, военкоматами возможна через портал Госуслуг.

Кто и какие документы должен оформлять

Количество сотрудников, которые должны заниматься в компании только вопросами воинского учета, зависит от размеров штата и регламентировано законом. Однако выделять отдельного специалиста получается только у достаточно крупных компаний. Чаще случаев этой работой занимаются сотрудники бухгалтерии или отдела кадров, решающие и другие задачи.

В зависимости от количества сотрудников, подлежащих учету, трудоемкость процесса будет разной. Каждому работодателю необходимо:

  1. Перед взятием юрлица на учет в военкомате, а потом ежегодно перед Новым годом разработать План работы, обновить Приказ об организации воинского учета.

  2. Вести личные карточки учетных сотрудников по форме 10.

  3. Оформить Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан.

  4. Взять и сохранять расписки сотрудников о сданных на хранение военных билетах, других документах.

  5. Оформлять и хранить другую документацию согласно требованию военкоматов.

Ежегодно обязательно сверять данные с военкоматом. При призыве сотрудника на военную службу уведомить его о получении повестки.

Отчетность и контроль

Приказом Минобороны №700 от 22.11.2021 утверждена Инструкция об организации работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету. Сведения военкомату работодатели передают в регулярной отчетности или по запросу. На сообщение об уклонистах от призыва или постановки на учет отводится 3 рабочих дня, об изменении сведений, необходимых для воинского учета – 5 рабочих дней. По запросу информацию необходимо предоставить в течение 2 недель.

Ежегодно сдают:

  • до 15 сентября списки пятнадцати- и шестнадцатилетних юношей;

  • до 11 ноября – списки с приложением карточек по форме 10 для первичной постановки на учет;

  • до 31 декабря – План и Приказ по воинскому учету.

В дату, согласованную с военкоматом, сверяют сведения.

Контролируют ведение воинского учета органы управления ВС РФ, местного самоуправления и военкоматы. В компаниях с численностью до 500 сотрудников, проверки проводятся раз в 3 года, более 500 сотрудников – ежегодно. За выявленные нарушения предусмотрена административная ответственность согласно главе 21 КоАП РФ.

Планируется внедрение Единого реестра воинского учета, куда также надо будет передавать сведения, а также Реестра повесток. Если у работодателя с общением с военкоматом и оформлением надлежащей документации возникают сложности, эту обязанность можно передать на аутсорсинг.
Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».