09.10.2019

Оформление командировки

Рассмотрим, как грамотно оформить командировку, чтобы можно было учесть все расходы. И при этом не платить налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

Направляя сотрудника в командировку, подготовьте приказ о направлении в командировку, его должен подписать руководитель организации. Задание, которое нужно выполнить в командировке, зафиксируйте непосредственно в приказе.

Служебную записку нужно оформить: 1) сотрудник едет в командировку на личном, арендованном или служебном транспорте. Срок пребывания указывается в служебной записке, которую он по возвращении представляет работодателю вместе с оправдательными документами (путевой лист, квитанция и так далее); 2) у сотрудника нет никаких документов, подтверждающих проезд и проживание в командировке. В этом случае сотрудник оформляет служебную записку по возвращении, она должна содержать подтверждение принимающей стороны (приложите документ) о сроке прибытия сотрудника к месту командирования и выбытия обратно.

Записка составляется самостоятельно после возвращения.

Служебные записки могут понадобиться и в других ситуациях. К примеру, если сотрудник задержался в командировке по уважительной причине (не закончено выполнение задания и т. д.). Тогда по служебной записке продолжительность командировки можно продлить.

Суточные

Выдавайте в составе аванса на командировку с учетом планируемого срока командировки.

Суточные выплачивайте за каждый день пребывания в командировке (включая выходные (праздничные) дни), за все дни нахождения в пути.

Суточные можно учесть в расходах при расчете налога.[i] Расходы в виде суточных подтверждаются авансовым отчетом и документами, оформленными при направлении в командировку. Чеки (квитанции) на какие цели сотрудник потратил деньги представлять не нужно.

Не облагайте налогом на доходы физических лиц и не начисляйте страховые взносы с суточных в пределах: 700 руб. в день для командировок по России, 2500 руб. в день для загранкомандировки.

С суточных сверх данной нормы удержите НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и начислите страховые взносы.[ii]

Проживание

Сумму возмещения и требования к документальному подтверждению расходов на наем жилья, устанавливается компанией самостоятельно во внутреннем документе организации (например, положении о командировках).

Расходы нужно подтвердить первичными документами, например кассовый чек с квитанцией к приходному кассовому ордеру, бланк строгой отчетности и так далее.

В расходах учитываются только документально подтвержденные расходы.[iii] Расходы, не подтвержденные первичными документами, в расходах не учитываются. НДФЛ и страховыми взносами не облагается компенсация расходов по найму жилья в сумме фактических и документально подтвержденных затрат.

Если расходы по найму жилья учитываются в целях налогообложения, входной НДС по ним можно принять к вычету. Право на вычет НДС (налог на добавленную стоимость) может быть подтверждено либо бланком строгой отчетности[iv] либо счетом-фактурой с приложением документа об оплате (кассовый чек).[v] Сумма налога в этих документах должна быть выделена отдельной строкой. Счет-фактура должен быть выставлен на организацию, а не на сотрудника.

Проезд

Документально подтвержденные расходы на проезд сотрудника в командировке, учитываются в расходах.[vi] Документальным подтверждением являются проездные билеты, бланки строгой отчетности, кассовые чеки и т. д. При этом вид транспорта (самолет, поезд и так далее) и уровень обслуживания в нем (бизнес-класс, вагоны повышенной комфортности и другие) значения не имеют.[vii]

Если по данным расходам нет оправдательных документов, организация также может оплатить их. Однако учесть в расходах эту выплату не получится, расходы не будут экономически обоснованными.

С документально подтвержденных расходов НДФЛ не удерживайте.

Страховые взносы с документально подтвержденной компенсации расходов на проезд также начислять не нужно.

Если расходы на проезд учитываются в расходах, входной НДС по ним можно принять к вычету.[viii]

Основанием для вычета являются бланки строгой отчетности (проездные билеты и так далее) маршрут/квитанция при покупке электронного авиабилета, контрольный купон электронного проездного документа при покупке электронного билета на поезд. Сумма налога в них должна быть выделена отдельной строкой.

Дополнительные расходы

Сумма выдаваемого командированному сотруднику аванса должна покрывать затраты на проезд, наем жилья и дополнительные расходы, связанные с проживанием (суточные). Также, организация обязана компенсировать сотруднику и иные расходы, оплаченные с ее разрешения (ведома).[ix]

Расходы по найму жилого помещения могут включать затраты на оплату дополнительных услуг. При этом нужно иметь в виду:

1)расходы, связанные с обеспечением нормальных условий проживания. В состав этих расходов включается, например, стандартный набор обстановки гостиничного номера (холодильник, телевизор и т. п.). Сюда также можно отнести услуги прачечной (химчистки). Такие расходы учитываются в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат;

2)расходы, связанные с созданием повышенного комфорта (удовлетворением личных потребностей сотрудника), например плата за пользование мини-баром, кабельными каналами телевидения, и т. д. Если данные расходы, в счете гостиницы указаны отдельно, то учесть их не получится.[x]

По общему правилу компенсация документально подтвержденных расходов связанных с обеспечением нормальных условий проживания не облагается НДФЛ и страховыми взносами. Но с оплаты услуг повышенного комфорта нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.

После возвращения из командировки сотрудник должен в течение трех рабочих дней представить в бухгалтерию авансовый отчет и подтверждающие документы по произведенным расходам.




[i] пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ

[ii] абз. 10 п. 3 ст. 217 и п. 2 ст. 422 Налогового кодекса РФ

[iii] п. 1 ст. 252, подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ

[iv] постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359

[v] п. 7 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ

[vi] пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ

[vii] письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34149

[viii] п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ

[ix] ст. 168 Трудового кодекса РФ

[x] пп. 12 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ




Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».