- запрос котировок;
- тендер;
- выбор единственного подрядчика.
Наиболее распространенным является второй вариант для того чтобы получить такой договор на выполнение потребуется участие в торгах. Для этого необходимо подготовиться не только к подаче заявки, но и прокачать свою компанию на предмет возможности выполнить тот или иной контракт с государственным/муниципальным органом заключенному в результате выигранного тендера. В этой статье разберем практическую помощь бухгалтера на каждом этапе на пути к заключению госконтракта через тендер.
Какими бывают тендеры?
В сущности, тендер – это выбор лучшего поставщика или исполнителя по заданным параметрам. Более привычным для русского человека является понятие конкурс, конкурентный выбор поставщика, отбор предложений и так далее. Аукцион также является формой проведения тендеров.
Основной задачей заключения договоров является стремление к прозрачности выбора того или иного поставщика, который будет максимально полно соответствовать заявленным параметрам отбора.
Современные крупные компании проводят торги, разыгрывая возможность заключения договора с лучшим поставщиком. Поэтому стоит отдельно рассмотреть разницу между государственным и коммерческим тендером. Понимание данного аспекта поможет компании выбрать наиболее выгодного для себя заказчика.
Различия государственного и коммерческого тендера
Для того чтобы выбрать выгодный контракт между государственной организацией и коммерческой фирмой необходимо понимать какие различия таит в себе процедура торгов:
- законодательная база – государственный контракт торгуется в соответствии с законом №44-ФЗ, а коммерческий по закону №135-ФЗ;
- основные параметры торгов установлены законодательно для госконтракта и выбираются непосредственно заказчиком-коммерческой организацией. Сюда относятся способы поставки или закупки, особенности торговой площадки и самой процедуры, требования к исполнителю и так далее;
- государственной организации резонно предлагать аналогичные товары, коммерческие фирмы требуют только оригинальный продукт и аналоги не проходят отбора;
- ценовая политика госконтрактов регулируется бюджетными нормами и лимитами, поэтому сильно не отличается. В коммерческой компании цена может быть решающим фактором выбора;
- репутация и ее чистота являются важными условиями для государственных структур и не имеют практически никакого значения для коммерческих фирм. Поэтому новые организации будут более успешны в тендерах с коммерческим заказчиком.
Наведение порядка внутри компании
На первом этапе в обязательном порядке необходимо закрыть спорные вопросы с надзорными органами в вопросах статистики, кадровой политики и финансовой отчетности. Ни в коем случае нельзя допустить наличия неуплаченных налогов или штрафов.
Весомым плюсом к имиджу исполнителя по контракту станет прозрачность и идеальная чистота в работе компании и ее отчетности. По этой причине с хорошим и грамотным бухгалтером не страшно выходить на любой тендер.
Информационный этап
Для участия в торгах обязательно получать электронно-цифровую подпись. В большинстве компаний такая уже имеется, поскольку ею от лица директора подписывает отчетность в государственные органы бухгалтер.
Бухгалтер может отслеживать изменение информации в статусе той или иной заявки по торгам даже после заключения контракта с другим подрядчиком. Поскольку может неожиданно измениться исполнитель и выбор упадет на вашу компанию.
Основной задачей бухгалтера остается просчет финансовых возможностей компании выполнить тот или иной договор в указанные сроки. Оценка рисков по торгуемым контрактам становится главной задачей бухгалтера и позволяет выигрывать выгодные сделки с различными структурами.
Подача заявки и сбор документов
В крупных компаниях сбором пакета документов занимается юридическая служба. В фирмах средней руки и мелком бизнесе такими вопросами занимается юрист совместно с бухгалтером. Поскольку в большинстве документов бухгалтер разбирается лучше. Разберем конкретную помощь по пунктам:
- декларация соответствия – это основной документ, который отражает что компания действующая и не убыточная. Для заполнения данной формы потребуется актуальная выписка из ЕГРН. Учитывая длительные сроки выдачи документов налоговыми органами, тесный контакт с налоговиками станет весомым преимуществом и позволит сэкономить массу времени;
- указание на принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям – необходимо тщательно проверить все критерии оценки, которые лежат в плоскости бухгалтерского ведомства (среднесписочная численность сотрудников, объем активов и выручки, а также коммерческих организаций в уставном капитале фирмы). Претендент, приложивший форму №2 бухгалтерской отчетности, автоматически получает преимущество;
- справка об отсутствии задолженность по налогам, сборам и штрафам. Справка готовится в налоговом органе 10 дней. Срок подачи документов на тендер составляет от 5 до 7 дней. В этом вопросе очень пригодится опыт хорошего бухгалтера. Данный вид справки теоретически не является обязательным для заключения госконтракта. Однако на практике ее отсутствие становится наиболее распространенной причиной отказа в заключении договора;
- наличие банковской гарантии от банка, которая подтверждает возможность выполнить контракт либо заменяет перевод обеспечения по контракту. В этом вопросе солирует бухгалтер, поскольку в его должностные обязанности входит получение данных документов и их обеспечение. От расторопности бухгалтерской службы зависит возможность участия в торгах. Поскольку обеспечение необходимо внести в сжатые сроки;
- при отсутствии банковской гарантии по условиям торгов необходимо перечислять обеспечение по контракту – эту операцию выполняет бухгалтер. Здесь важна оперативность и грамотность в правильном отражении операции на счетах бухгалтерского учета.
Какие компании могут участвовать в тендерах?
Субъекты малого и среднего бизнеса неохотно выставляют свои предложения на участие в тендерах с государственными структурами, поскольку сумма обеспечения по контракту является для них слишком высокой. По этой причине законодатель внес некоторые особенности в законы №44-ФЗ и №223-ФЗ. Госорганы обязаны закупить не менее 15% всех необходимых предметов у субъектов малого бизнеса, выставляя невысокие суммы контрактов (до 20 млн. рублей). Для исполнителей предусмотрены следующие льготы:
- при наличии более 3х исполненных контрактов, которые соответствующим образом отражены на электронной площадке, без штрафов и просрочек вносить обеспечение не нужно;
- размер обеспечения по контракту равен авансу по торгуемому договору;
- сжатые сроки оплаты выполненных работ, услуг или поставки товаров (не более 15 дней).
Практически на каждом этапе подготовки к торгам присутствует помощь бухгалтера. От точности и правильности действий которого зависит успех электронных торгов и вероятность заключения государственного контракта.
Мнение эксперта

Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал