02.06.2021

Как оформлять временные договоры с сотрудниками?

При приеме на работу стажеров, специалистов, которые должны решить конкретную задачу или заменить длительно отсутствующего штатного специалиста, нередко возникает вопрос: как его оформить? Работодатель несет перед работником определенные обязательства, отчитывается в контролирующие органы. Работника же защищает Трудовой кодекс и Государственная инспекция труда. Нарушение прав работников грозит работодателю штрафными санкциями.

Один из вариантов оформления трудовых отношений с сотрудником – заключение срочного или временного договора. Правда, случаи, в которых можно заключить соглашение на определенный срок четко установлены законом. Взять и заменить обычный договор с сотрудником срочным не получится.

В каких ситуациях можно заключить трудовой договор на определенный срок?

Случаи, когда возможно заключение соглашений на заранее установленный срок, предусмотрены статьей 59 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:

  • замена отсутствующего работника;

  • работы, выполнение которых займет менее 2 месяцев или ограниченные сезоном;

  • работа за границей;

  • обязанности, не относящиеся к непосредственной деятельности работодателя или вызванные расширением производства не более чем на год;

  • работа, которую необходимо выполнить за определенный промежуток времени или в требующемся объеме;

  • стажировка;

  • выполнение обязанностей на выборной должности, подразумевающей конечные сроки, например, в органах самоуправления, общественных объединениях и т.п.;

  • трудовая деятельность во время несения альтернативной службы, по направлению службы занятости на временные и общественные работы.

По соглашению сторон этот список может быть расширен. Могут заключать срочные договоры с работниками субъекты малого предпринимательства, если их штат не превышает 35 человек, за исключением предприятий розничной торговли, где ограничение – 20 человек. Кроме того, представители творческих профессий, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, студенты, члены экипажей судов, совместители, а также главные бухгалтеры и руководители также часто работают на основании срочных соглашений.

Особенности оформления срочных договоров

Шаблон для временного договора может быть тем же, что и для бессрочного. Единственное отличие срочного соглашения от обычного – указание условий его расторжения, которыми может быть:

  • конкретная дата;

  • выполнение определенного объема работ.

Если в документе нет четких указаний окончания срока его действия, то он считается бессрочным. Более того, окончание срока вовсе не означает автоматического расторжения договора. Если работодатель пропустит срок и не уведомит работника о прекращении трудовых отношений установленным законом образом, а работник продолжит исполнять должностные обязанности, договор перейдет в разряд бессрочных.

Порядок приема на работу, увольнения, уплаты страховых взносов и заработной платы по срочному соглашению не отличается от стандартного. В трудовой книжке сотрудника записи делают в обычном порядке, о временном характере отношений там упоминаний не должно быть. За неправильное оформление трудовой книжки работодатель несет административную ответственность.


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».