Расходы включите в состав вычета при одновременном выполнении следующих условий:
• расходы экономически обоснованы;
• расходы документально подтверждены;
• связаны с получением доходов;
• оплачены.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, расходы не признавайте.[i]
Необходимо отметить следующее. В состав профессионального налогового вычета включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов.[ii] При этом НК РФ не определено понятие «расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода». Минфин считает, что расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода, не могут быть признаны ИП до тех пор, пока не признан доход, для получения которого эти расходы были понесены.[iii]
Если предприниматель не подтвердит документально расходы, профессиональный налоговый вычет он заявит в размере 20 процентов от общей суммы полученных доходов.[iv]
Расходы, выраженные в валюте, учтите в совокупности с расходами, выраженными в рублях. Суммы таких расходов пересчитайте в рубли по официальному курсу Банка России, действующему на дату признания расхода.[v]
Перечень расходов, которые предприниматель может учесть в составе профессионального вычета, соответствует составу расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль по правилам главы 25 НК РФ.[vi]
Перечень групп расходов, которые предприниматель может учесть в составе профессионального налогового вычета следующий:[vii]
1) материальные расходы;[viii]
2)расходы на оплату труда;[ix]
3)суммы начисленной амортизации[x]
4)прочие расходы.[xi]
Учтите, что некоторые расходы можно учесть в составе профессионального вычета только в пределах норм. К нормируемым расходам относятся, к примеру, расходы на рекламу.[xii]
Предприниматель относит к амортизируемому собственное имущество со сроком полезного использования больше 12 месяцев и первоначальной стоимостью больше 100 000 рублей, которое используется в предпринимательской деятельности.[xiii]
ИП определяет налоговую базу по правилам Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей.[xiv] Чтобы учесть амортизируемое имущество, должны выполняться три условия:
– у ИП есть право собственности на имущество;
– имущество используется в предпринимательской деятельности;
– срок полезного использования имущества более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 10 000 руб.[xv]
Таким образом, единственным различием в приведенных выше определениях амортизируемого имущества является его стоимостный критерий.
Минфин пояснил, что нормы главы 25 НК РФ предприниматель применяет исключительно для определения состава расходов, но не порядка их учета.[xvi]
Предприниматель может уменьшить доходы, облагаемые НДФЛ, на суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, которым согласно главе 25 НК РФ и признается имущество стоимостью более 100 000 рублей.[xvii]
Расходы, которые нельзя учесть при расчете НДФЛ, приведены в статье 270 НК РФ.
[i] абз.1 п.1 ст.221, п.1 ст. 252 НК РФ и п. 9 и 15 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей, письмо Минфина России от 15.11.2012 г. №03-04-05/8-1308
[ii] абз. 1 п. 1 ст. 221 НК РФ
[iii] письма Минфина России от 18.04.2016 г. №03-04-05/22206 и от 05.09.2012 г. №03-04-05/8-1063
[iv] абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ
[v] п.5 ст.252 и п.10 ст.272 НК РФ
[vi] п. 1 ст. 221 НК РФ
[vii] п. 16 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей, п. 2 ст. 253 НК РФ
[viii] ст. 254 НК РФ, п. 17 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей
[ix] ст. 255 НК РФ, п. 23 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей
[x] п. 30–46 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей
[xi] ст. 264 НК РФ, п. 47 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей
[xii] п. 4 ст. 264 НК РФ, подп. 17 п. 47 Порядка учета доходов и расходов для предпринимателей
[xiii] п. 1 ст. 256 НК РФ
[xiv] п. 2 ст. 54 НК РФ
[xv] п. 30 Порядка учета доходов и расходов
[xvi] письма Минфина России от 02.02.2012 г.№ 03-04-05/8-107, от 20.12.2011 г. №03-04-05/8-1074
[xvii] Письмо УФНС России от 20.10.2008 г. №28-10/099058