07.10.2019

Камеральная налоговая проверка

Инспекция проводит камеральную проверку на основании:

1.       налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;

2.       других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Важно! В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный. Необходимо отметить, что для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:

1) у проверяемой организации: представить документы; представить письменные пояснения о выявленных ошибках или устранить их; представить устные пояснения;

2) у контрагентов проверяемой организации (иных лиц), представить документы о проверяемой организации.

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может в строго определенных случаях, они указаны в ст. 88 НК РФ, перечень является закрытым.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы, указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе.[i]

В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

•             первичные документы;[ii]

•             регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации;[iii]

•             неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.[iv]

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями. В ходе данной проверки организации инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению, так как налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации.

Документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация должна представить: на бумаге (в виде копий или подлинников); либо в электронном виде.[v] Исключение составляют пояснения к декларациям по НДС, их можно подавать только в электронном виде.[vi]

Документы организация должна представить в инспекцию в течение 10 рабочих дней со дня получения требования об их представлении.

Неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам административную ответственность.[vii]

За неявку по вызову налоговой инспекции предусмотрена административная ответственность. По заявлению инспекции суд может вынести предупреждение или оштрафовать должностных лиц организации.[viii]

Продолжительность проверки не может превышать трех месяцев.

Оформление результатов проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

•             организация не допустила нарушения законодательства;

•             организация допустила нарушение законодательства.

Если нарушений нет

Если по итогам проверки инспекция решит, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию оформлять в этом случае какой-либо документ. Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана.

Если нарушения есть

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки будут оформлены актом. Составить акт инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания. Составляется два экземпляра акта.[ix]

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта.

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию.

Срок подачи возражений

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки.

Как оформить возражения

Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде и приложите документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Образца для оформления возражений по акту нет, их можно составить в произвольной форме. В возражениях перечислите конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и предоставьте обоснование своей позиции со ссылками на документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами контролирующих органов (судебной практикой), то будет более правильным сделать ссылку и на них.

Решение по акту проверки

На основе всех материалов налоговой проверки инспекция принимает и оформляет окончательное решение.

Если по итогам рассмотрения материалов у инспекции есть сомнения, которые мешают принять окончательное решение, то руководитель инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, т.е. получения дополнительных разъяснений, либо дополнительных сведений. После проведения этих дополнительных мероприятий организация также вправе подать письменные возражения на их результаты. Далее уже с учетом всех имеющихся материалов налоговики принимают окончательное решение по итогам налоговой проверки.

При правильном и своевременном отражении операций никаких отрицательных последствий при проведении данного вида проверок не возникает.




[i] п. 7 ст. 88 НК РФ

[ii] письмо Минфина России от 25.07.2012г. № 03-02-08/65

[iii] постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12

[iv] подп. 4 письма ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309

[v] п. 2 ст. 93 НК РФ

[vi] абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ

[vii] ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

[viii ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

[ix п. 5 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015г. № ММВ-7-2/189




Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».