24.08.2023

Кому, когда и зачем может понадобиться восстановление бухгалтерского и налогового учета

Ведение бухгалтерского и налогового учета обязательно для большинства субъектов предпринимательской деятельности. Документы необходимо не только правильно оформить, представить на проверку контролирующим органам, но и хранить в течение времени, установленного законодательством.

Если по какой-то причине обнаруживается, что бухгалтерию вели с нарушениями, не достает необходимых документов или существуют другие проблемы, независимо от причин их возникновения, компании или предпринимателю необходимо восстановить бухгалтерский или налоговый учет.

Ответственность за соблюдение всех установленных правил несут руководитель и главный бухгалтер компании. Кроме штрафов, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, наказанием может послужить дисквалификация на 1-2 года, поэтому нарушения относятся к разряду более чем серьезных.

В каких ситуациях выявляют нарушения бухгалтерского или налогового учета

Конечно, бывают ситуации, когда руководитель или собственник компании в курсе нарушений, даже инициирует или потворствует им. В таких ситуациях проверка и восстановление документов часто требуются контролирующим органам или собственникам.

Однако значительно чаще проблемы всплывают случайно, при налоговых или аудиторских проверках, после прихода нового бухгалтера. Как правило, нарушения становятся следствием:

  • непрофессионализма бухгалтера, которого нанимают вести учет «по знакомству»;

  • злого умысла бухгалтера, который мог преследовать собственную выгоду или злонамеренно вредить перед увольнением;

  • некомпетентности исполнителей, отсутствия контроля со стороны главного бухгалтера;

  • выявлениями нарушений со стороны контрагентов;

  • после чрезвычайных происшествий, которые повлекли порчу или утрату документов: стихийных бедствий, пожаров, краж.

После выявления наличия проблемы не стоит откладывать начало процесса восстановления бухгалтерского или налогового учета. Надежды на то, что «налоговая проверяет документы только за последние три года» достаточно наивны, так как при выявлении нарушений проверяться будет все. Например, первичные документы необходимо хранить пять лет, следовательно, при подозрении на их отсутствии инспектор может их затребовать. На предоставление документов отводится обычно 10 дней, восстановить отчетность за такой короткий срок невозможно.

Какие нюансы при восстановлении бухгалтерского учета невозможно предвидеть

Если только не пропала папка с определенными документами за конкретный период, которую надо восстановить, заранее невозможно предсказать объем работы, количество недостающих или некорректных документов, другие подробности предстоящего процесса. Может оказаться, что проблемы минимальны, решаются за день-два, а может выясниться, что требуется скрупулезное воспроизведение деятельности компании за последние годы. Иногда требуется восстановление только утраченных бумажных приходных документов, которые есть в электронной базе, а порой требуется работа с 1С или другой бухгалтерской программой.

К сожалению, бывают случаи, когда полное восстановление бухгалтерского учета невозможно. Такое случается, например, если утрачены бумажные носители, в электронной базе данных ошибки, а контрагент ликвидирован. В подобной ситуации необходимо уведомлять ФНС и другие контролирующие органы, если утраченные документы подпадают под их юрисдикцию. Как правило, вердикт всегда одинаков: необходимо пересчитать налоги доплатить в бюджет, например, ранее принятый к вычету НДС.

Чтобы выявить масштабы проблем, объем предстоящей работы, перед тем как приступить к восстановлению бухгалтерских и налоговых документов, проводится ревизия. На ее основании можно договариваться о сроках, объеме, стоимости работы по приведению бухгалтерии в порядок.

Восстановлением бухгалтерского и налогового учета, как правило, занимаются компании, специализирующиеся на решении проблем с бухучетом. Реже восстановление проводит бухгалтер, пришедший на смену некомпетентному. Однако опытный специалист предпочитает не брать ведение бухгалтерии «проблемной» компании до полного решения всех накопившихся задач и восстановления документации. Ранее сделанные ошибки влекут за собой следующие, а отвечать за их последствия придется уже новому сотруднику.


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».