03.02.2022

Особенности налогового и бухгалтерского учета при торговле через маркетплейсы

Маркетплейс – торговая площадка, виртуальный магазин, позволяющий торговать без дополнительных вложений в собственный сайт, продвижение и раскрутку. В России самые популярные маркетплейсы – Ozon, Wildberries. Последствия пандемии коронавируса доказали, что будущее за интернет-торговлей, которая позволяет выжить даже в самые тяжелые времена.

Перевод бизнеса в интернет-пространство – радикальный и действенный способ оптимизации. Однако бухгалтеру и собственнику надо учитывать, что бухгалтерский и налоговый учет при работе с маркетплейсами будет иметь отличия от оффлайн-деятельности.

Кто и на каких режимах налогообложения может торговать через маркетплейсы

Работать с маркетплейсами могут юридические и физические лица, как индивидуальные предприниматели, так и самозанятые.

Кто не может торговать через торговые площадки:

  • На НПД самозанятые могут продавать только товары собственного производства или доработки. Перепродавать продукцию других производителей они не имеют права.

  • Патент на розничную торговлю не распространяется на маркетплейсы, так как продажи ведутся через агента. Если предприниматель на ПСН начинает торговать через агента, он автоматически переходит на общий режим налогообложения, если заранее не предусмотрел возможность работы на УСН.

С бухгалтерской точки зрения, маркетплейсы – агенты, которые оказывают услугу. То есть компания или предприниматель, подписавшие договор, не торгуют в розницу, а пользуются услугами агента, который, в свою очередь, продвигает и продает товар. Этот нюанс накладывает отпечаток на принцип бухгалтерского учета. Если его не учесть, возникают ошибки, ведущие к неправильной отчетности и неприятностям с налоговой.

Особенности бухгалтерского и налогового учета при работе по агентскому договору

У каждого режима налогообложения будут свои нюансы при торговле через маркетплейсы. Общая схема взаимодействия после заключения договора выглядит так:

  1. Торговец размещает товары на сайте.

  2. Покупатель оплачивает понравившуюся вещь. В личном кабинете формируется транспортная накладная, в соответствии с которой товар направляют на склад агента.

  3. После получения товара в личном кабинете продавца появляется акт приемки.

  4. Регулярно маркетплейс направляет продавцу информацию о продажах и удержанной комиссии.

Сроки оформления документов, порядок взаиморасчетов, движение товара, и другие детали работы зависят от условий конкретной площадки. Чеки покупателям выдают при вручении покупки в пункте выдачи.

УСН «Доходы»

Частая ошибка бухгалтеров: уплата налога только с получаемой от реализации суммы. Доходом же считается сумма, уплаченная покупателем, а не перечисленная маркетплейсом. Логика проста: продажа товара была по цене, указанной на сайте и перечисленной покупателем. Комиссия, удержанная агентом, является оплатой его услуг, то есть расходами продавца. Таким образом, при налогообложении без учета расходов, налоги надо платить с суммы продажи, а не разницы между ценой и комиссией.

УСН «Доходы минус расходы»

Доходом считается сумма, полученная от покупателя. Комиссия агента относится к расходам. Также к ним можно отнести транспортные затраты на доставку.

Датой расчета можно считать не день, когда покупатель заплатил за товар, а тот, когда продавец получил деньги от маркетплейса. Соответственно, расходы на комиссию засчитываются той же датой, что и получение дохода.

ОСНО

При общем режиме налогообложения право собственности на товар переходит от продавца к маркетплейсу в момент получения отчета о продажах. После это бухгалтер считает:

  • расходы на закупку товара;

  • доходы от продаж;

  • НДС.

При этом счета-фактуры на розничные продажи не формируются, весь документооборот ведется только по взаиморасчетам с агентом.

Товары с обязательной маркировкой

При продаже через агента товаров с обязательной маркировкой, фиксация их оборота полностью ложится на продавца. Работа строится практически также, как при оффлайн торговле, но коды не передаются маркетплейсу. После того, как получено уведомление о продаже товара, продавец сам выводит его из оборота.

Получается, что при сотрудничестве с маркетплейсами, ведение бизнеса облегчается, а бухгалтерии – осложняется. Бухгалтеру приходится отслеживать не только движение товара до своего склада и к покупателю, но еще и следить за продажами на маркетплейсе. Он должен правильно учитывать товар, выводить из обращения маркированный, подсчитывать доходы и расходы, начислять налоги.


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».