22.12.2022

Поэтапная инструкция ликвидации ООО в 2022

Закрытие юридического лица – настолько трудоемкая процедура, что иногда в процессе собственники принимают решение продолжить вести бизнес. Ликвидировать ООО из-за долгов не получится, так как для снятия с учета необходимо полностью рассчитаться с кредиторами. То же касается судебных разбирательств. Если решение о закрытии юридического лица принято окончательно и бесповоротно, действовать следует по процедуре, регламентированной ст. 63 ГК РФ.

1. Принять решение

Просто решить закрыть ООО недостаточно, этот факт необходимо задокументировать, даже если собственник у бизнеса один.

  • Единоличный собственник письменно оформляет решение о закрытии и назначении ответственного лица за проведение процедуры ликвидации.

  • Несколько участников общества проводят общее собрание с оформлением протокола, в котором отражают результаты голосования по факту решения о ликвидации. На том же собрании формируют ликвидационную комиссию или выбирают ответственного ликвидатора.

2. Уведомить ФНС

Принятие решения – уже начало ликвидации, следовательно, о нем следует известить налоговую. Для этого предусмотрена специальная форма уведомления – Р15016.

Заполненный бланк с подписью, заверенной у нотариуса:

  • относят лично в отделение налоговой по месту нахождения компании;

  • передают МФЦ;

  • отправляют ценным письмом Почтой России

  • загружают в личный кабинет налогоплательщика, заверив электронной подписью.

Сведения о принятом решении необходимо предоставить ФНС в течение трех рабочих дней. За просрочку предусмотрен штраф – 5000 рублей.

За пять рабочих дней ФНС принимает решение о дальнейших действиях. Могут назначить выездную налоговую проверку документов за последние три года или сразу запустить процедуру ликвидации, прислав соответствующую выписку из ЕГРЮЛ.

3. Оповестить заинтересованных лиц

Каждое заинтересованное лицо должно получить возможность предъявить претензии:

  • Официальное оповещение о ликвидации публикуют в «Вестнике государственной регистрации», Едином федеральном реестре о фактах деятельности юрлиц.

  • Основным партнерам направляют письма с уведомлением о вручении, которые сохраняют.

  • Кредиторов также обязательно уведомляют письменно с уведомлением о вручении.

  • Сотрудников с решением знакомят под подпись.

  • Госорганам информацию передаст налоговая.

  • Службам занятости уведомление направляют по принятой у них форме не позднее, чем за две недели до увольнения сотрудников. За нарушение предусмотрен штраф 300-500 рублей.

4. Составить промежуточный ликвидационный баланс

Два месяца после оповещения об инициации ликвидации собирают информацию о кредиторах и претензиях, после чего составляют реестр долгов.

Формируют бухгалтерский баланс по форме №1, в котором приводят:

  • перечень имущества;

  • список кредиторов с суммами и принятыми решениями по дальнейшим действиям;

  • требования судов.

Баланс утверждает общее собрание собственников ООО. Снова заполняют форму Р15016, направляют ее ФНС. Налоговая ответно обновляет выписку ЕГРЮЛ.

5. Исполнить принятые решения и оставшиеся обязательства

В соответствии с принятыми решениями компания:

  • выполняет денежные и иные обязательства перед кредиторами;

  • сдает полную отчетность ФНС, ФСС, ПФР;

  • снимает с учета онлайн-кассу;

  • закрывает банковский расчетный счет.

6. Завершить подготовительный этап

После того как у компании не осталось обязательств перед контрагентами и сотрудниками, сдана отчетность, больше не будет движений денег, ФНС направляют:

  • заявление Р15016;

  • финальный ликвидационный баланс;

  • квитанцию об уплате пошлины при передаче бумажной документации лично или по почте.

До даты приема документов необходимо начислить, оплатить налоги. После подачи документов официально компания перестает вести деятельность, обязанности начислять, уплачивать налоги больше нет.

7. Получить документы о регистрации и снятии с учета

В течение шести дней ФНС проверяет документы, если не находит ошибок, выдает:

  • лист записи ЕГРЮЛ;

  • уведомление о снятии с учета.

Если в ликвидации отказывают, то письменно обосновывают причину. После устранения нарушений, документы подают заново. Чтобы не затягивать процедуру, получая отказ за отказом, лучше проводить ликвидацию при сопровождении опытных бухгалтеров и юристов.

8. Хранить документы

Закрытие бизнеса не освобождает руководителя, главного бухгалтера, собственников от ответственности. Налоговая и другие контролирующие органы могут инициировать проверку, затребовать в течение 4 лет налоговые документы, 5 лет – фискальный накопитель, 6 лет – платежные поручения, 50 лет – кадровую документацию.
Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».