06.03.2018

Получение и предъявление претензий

В настоящее время тема полученных и предъявленных претензий становится все более актуальной. Это связано с нестабильной экономической обстановкой в стране, и соответственно возникающей при этом большой вероятностью нарушения договорных условий. 

Получение претензии.

Организация может получать претензии от контрагента по поводу нарушенных ею обязательств, возникших согласно условиям договора (нормам законодательства).

Полученную претензию необходимо рассмотреть. Срок для этого может быть установлен законом либо предусмотрен в договоре, также срок может быть определен во внутреннем распорядке организации или предусматриваться обычаями делового оборота. [i]

Законодательство не устанавливает санкций за нарушение этого срока, впрочем, как и нормы судебного права. Санкции (пени, штраф) за нарушение срока, в который должна быть рассмотрена претензия, могут быть предусмотрены только в договоре.

Организация, которая получила претензию, вправе: 

  1. признать ее; 

  2. отказаться от признания; 

  3. продолжить деловую переписку (например, чтобы доказать свою невиновность). [ii]

Предъявление претензии.

Организация вправе предъявить претензию контрагенту при нарушении обязательств, согласно условиям договора (нормам законодательства).

Предъявление претензии является правом организации, а не ее обязанностью. [iii]

Претензию предъявите в произвольной форме, обязательно письменно. При этом укажите, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (договор, соглашение и т.п.), также предложите свой выход из ситуации.

Если организация решила предъявить контрагенту претензию, своевременно известите его о том, что выявлено нарушение условий договора. В противном случае он может отказать в удовлетворении претензии.

Если организация решит не предъявлять претензию, а сразу обратится в суд, ее исковое заявление не будет рассмотрено. Обойти описанный выше порядок предъявления претензии не получится. То есть, обращаться в суд, минуя стадию досудебного решения споров (например, сразу написать исковое заявление о взыскании неустойки), нельзя. [iv]

Контрагент обязан рассмотреть претензию. Срок для этого может быть установлен законодательством, договором, внутренним распорядком организации или обычаями делового оборота. При этом он вправе: признать ее, отказаться от признания или продолжить деловую переписку.


[i] ст. 309 ГК РФ

[ii] ст.401 ГК РФ

[iii] ст. 475 ГК РФ

[iv] ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 136 Гражданского процессуального кодекса РФ


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».