В России один за другим пустеют, а потом закрываются многочисленные торговые центры, которые недавно были любимым местом шоппинга миллионов жителей больших и маленьких городов. Кто-то винит кризис, сначала вызванный локдакном с ограничениями из-за коронавируса, а потом – санкциями, уходом некоторых иностранных торговых марок и брендов из России. Однако, если посмотреть на проблему внимательнее, можно заметить другую тенденцию.
Как развивались маркетплейсы в России
До пандемии интернет-продажи составляли порядка 2-3% от общего объема торговли. Покупать что-то «на Алике» рисковали немногие. Были даже люди, готовые переплачивать за товары, лишь бы не связываться с иностранной непонятной площадкой. Заказывали товары на только появившихся российских маркетплейсах, когда нужную вещь было не купить в обычном магазине.
Конечно, продвинутые интернет-пользователи активно пользовались электронными площадками, но таких было немного по сравнению с «традиционными покупателями». К слову сказать, продавцы тоже не спешили сотрудничать с виртуальными «торговыми центрами», предпочитая открывать собственные интернет-магазины.
Все изменила пандемия. Закрывшиеся магазины, невозможность купить самые привычные, необходимые вещи, подтолкнула покупателей и продавцов к освоению торговых площадок. Продажи через маркетплейсы сразу подпрыгнули примерно на 10%, с тех пор их доля продолжает постоянно расти:
-
Появились производители или торговцы, представленные только на маркетплейсах. Развивать интернет-магазин стало значительно дороже, чем воспользоваться услугами Озона, Wildberries, других площадок.
-
Покупателям, в свою очередь, намного удобнее выбирать нужную вещь из гораздо большего ассортимента, по самой выгодной цене, не выходя из дома, не тратя на беготню по магазинам время.
Торговля неуклонно уходит из реальных торговых центров в виртуальные. Причинами становятся нежелание участников рынка тратить лишние силы, деньги, время, а не только и не столько кризисы.
Почему доверие к маркетплейсам растет
Одной из причин, по которым маркетплейсы продолжают развиваться ускоренными темпами, стало возросшее к ним доверие. Дело в понятном, прозрачном документообороте, соблюдении законодательства, выполнении обязательств.
Покупатели убедились, что при покупках на маркетплейсах Закон о защите прав потребителей работает точно так же, как при покупках в обычных магазинах. Товары можно вернуть, обменять, на них распространяются гарантийные обязательства. Причем контроль получается даже более жестким, так как в нем заинтересован, как посредник и гарант, сам маркетплейс.
Продавцы получают полный пакет документов для бухгалтерии и налоговой, могут спокойно вести бизнес, без глобальных расходов на рекламу, продвижение собственного интернет-магазина или сайта. Деятельность продавца регулирует Закон от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы».
В чем сложность работы с маркетплейсами
Основная сложность работы с маркетплейсами заключается в их количестве. Освободив торговцев от непосредственных продаж, необходимости думать о рекламе, других насущных проблем, маркетплейсы дали им возможность и время, чтобы представить товар сразу на многих площадках.
На каждой торговой площадке свои правила взаимодействий с контрагентами, особенности оформления документов, порядок ведения сделок. В результате торговцу приходится переквалифицироваться в помощника бухгалтера, непрерывно запрашивающего или предоставляющего документы. При этом конкуренцию никто не отменял. Чтобы успешно торговать на маркетплейсе, выделять свои товары из общей массы, необходимо много времени отдавать оформлению карточек, работе по улучшению предложения, анализу цен конкурентов.
В итоге, сократив число продавцов, собственнику или руководителю фирмы приходится наращивать штат бухгалтеров, подбирая специалистов, умеющих работать с маркетплейсами. Однако есть выход проще. Если отдать документооборот с маркетплейсами на аутсорсинг, штатный бухгалтер сможет спокойно вести стандартную бухгалтерию, а руководитель или собственник бизнеса – заниматься торговыми делами. При этом не придется раздувать штат, платить лишние налоги, взносы. Наоборот, оплата услуг аутсорсинговой компании засчитывается в расходы, сокращая прибыль и размер налога.
