15.09.2022

Процедура закрытия бизнеса

Не все справляются с очередным экономическим кризисом. Многие компании вынуждены закрываться, однако это не так-то просто. Чтобы не нажить дополнительных проблем, необходимо четко соблюдать закон, следовать принятой процедуре.

Самозанятому достаточно сообщить налоговой о прекращении деятельности. Сделать можно через сайт или приложение «Мой налог».

Если бизнес зарегистрирован как ИП, ликвидировать его достаточно просто. Фирмам с работниками на это потребуется порядка двух месяцев, предпринимателям, работающим в одиночку, достаточно пяти дней. Однако бывший предприниматель обязан погасить все задолженности, образовавшиеся, пока он вел бизнес.

На закрытие юридического лица потребуется минимум два с половиной месяца, но чаще процедура занимает от полугода или более. До закрытия необходимо рассчитаться со всеми долгами. При возникновении судебных разбирательств процесс может значительно затянуться. Иногда закрыть бизнес настолько сложно, что собственники и руководители затягивают пояса, засучивают рукава, преодолевают все проблемы, продолжая вести дела.

Процедуру ликвидации юридического регламентирует статья 63 ГК РФ.

Решение

Решение о закрытии компании необходимо задокументировать. Если учредитель один, это – простая формальность. При наличии нескольких участников, необходимо провести общее собрание, которое, проголосует, а также сформирует ликвидационную комиссию или назначит ответственное лицо.

Уведомление налоговой

После принятия официального решения организации дается три рабочих дня, чтобы оповестить ФНС. За непредоставление сведений предусмотрен штраф 5000 рублей.

Направляют уведомление по форме Р15016 через отделение налоговой по месту нахождения, МФЦ, Почту России ценным письмом, личный кабинет налогоплательщика. Подлинность подписи заверяют нотариально или при помощи ЭЦП.

Налоговая в течение пяти дней может предупредить о выездной проверке. Будут проверять документы за последние три года. Однако чаще приходит выписка ЕГРЮЛ, в которой отмечено, что запущена процедура ликвидации.

Уведомление заинтересованных лиц

О ликвидации компании должны узнать все заинтересованные лица, чтобы успеть предъявить претензии. Для этого публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации», Едином федеральном реестре о фактах деятельности юрлиц. Чтобы избежать проблем, можно направить письма соответствующего содержания всем или основным контрагентам, собрать и сохранить уведомления о доставке. Обязательно уведомление кредиторов.

Сотрудников также необходимо предупредить, ознакомив их с решением. Это делают письменно, собирая подписи об ознакомлении с документом.

Госорганы уведомит о предстоящем мероприятии налоговая. Однако работодатель обязан предупредить службу занятости не позже чем за две недели до увольнения сотрудников. Местные центры занятости могут предложить свои бланки, которые нужно скачать с официального сайта. За непредоставленную информацию предусмотрен штраф 300-500 рублей.

Промежуточный ликвидационный баланс

Через два месяца после оповещения о ликвидации через СМИ, составляют реестр долгов. В форме бухбаланса №1 указывают:

  • список имущества;

  • претензии кредиторов и принятые по ним решения;

  • судебные требования.

После формирования баланса собирают общее собрание собственников ООО, которые должны его утвердить. Далее заполняют форму Р15016, подают ее ФНС, получают обновленную выписку ЕГРЮЛ.

На этом этапе необходимо рассчитаться с долгами, выполнить обязательства, сдать отчетность за уволенных налоговой, ФСС и ПФР, а также снять с учета онлайн-кассу, закрыть банковский расчетный счет.

Подготовка и подача ФНС пакета документов

После завершения подготовительного этапа, готовят пакет документов:

  • еще одно заявление Р15016;

  • финальный ликвидационный баланс;

  • квитанцию об уплате пошлины, кроме случаев подачи документов электронно.

Передать документы может лично руководитель ликвидационной комиссии или назначенный решением ответственный, уполномоченный по нотариальной доверенности, Почта России ценным письмом с описью вложения, электронно через сервис «Государственная онлайн регистрация бизнеса». Подпись заявителя заверяется нотариусом или усиленной квалификационной электронной подписью. Бумажные документы упаковывают в конверт с описью вложения. Налоговая выдает расписку о получении.

При подаче документов перестает действовать обязанность по начислению и уплате налогов. За весь период до этого момента необходимо начислить и оплатить налоги.

Получение документов о регистрации и снятии с учета

Если все выполнено верно, на шестой день доверенный представитель или сам заявитель получают документы:

  • лист записи ЕГРЮЛ;

  • уведомление о снятии с учета.

При отказе вручают документ с обоснованием причины, которую необходимо устранить, после чего подготовить и подать документы снова. Чтобы этого не произошло, доверить проведение процесса ликвидации лучше специалистам: опытным бухгалтерам и юристам.

После закрытия бизнеса документы о его работе должны сохраняться: налоговые – 4 года, фискальный накопитель – 5 лет, платежные поручения – 6 лет, кадровые – 50 лет. В течение всего этого времени налоговая может провести проверку, затребовать документы.
Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».