29.05.2019

Регистрация бизнеса

В России законно заниматься бизнесом вы можете в двух формах: зарегистрировав ИП или юридическое лицо (организацию, фирму).

 

Я открыл интернет-магазин, но не оформил его. Чем грозит ведение бизнеса без регистрации?

Главная цель любого бизнеса – это систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, разовая продажа товара или услуги не является предпринимательской деятельностью. Но если у вас есть постоянные клиенты, то необходимо задуматься легализации бизнеса, т.к. отсутствие регистрации может привести к налоговой, административной и даже уголовной ответственности:

·         Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, предпринимателю грозит штраф за незарегистрированную коммерческую деятельность (от 500 до 2000 рублей); штраф за ведение бизнеса без соответствующей лицензии, в случае если для данного вида предпринимательской деятельности эта лицензия обязательна (для физических лиц – от 2000 до 2500 рублей с возможностью конфискации продукции и средств производства) и др.

·         Согласно ст.116 Налогового кодекса РФ ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет штраф в размере 10% от доходов, но не менее 40 000 рублей.

·         Незаконная предпринимательская деятельность может привести и к уголовной ответственности. При получении дохода в крупном размере или в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, нелегальный предприниматель наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей либо обязательными работами, либо арестом на срок до 6 месяцев.

 

Как налоговая узнает, что я не плачу налоги?

Любой потенциальный конфликт с покупателем может запустить расследование, например, клиент может быть не удовлетворен качеством товара и подать жалобу в Роспотребнадзор. Одна жалоба вполне может запустить проверку предпринимательской деятельности.

 

Если я сдаю квартиру в аренду и не зарегистрировал бизнес, как я должен платить налоги?

Физические лица платят НДФЛ 13%, которые отчисляются с заработной платы. За это несет ответственность работодатель: он перечисляет за работника нужную сумму в налоговую.

Однако если Вы получаете какие-либо другие личные доходы, например, от сдачи квартиры в аренду или занимаетесь репетиторством, то вы обязаны указать данный доход в декларации 3-НДФЛ, даже если вы не зарегистрировали ИП или юридическое лицо.

 

Какие риски при регистрации ООО и ИП?

ИП (индивидуальные предприниматель) – это физическое лицо, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (т.е. личным имуществом в том числе), кроме имущества, которое, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством взыскать не могут (единственное жилье, одежду, обувь и др.).

В этом заключается одно из ключевых отличий ИП от ООО (общество с ограниченной ответственностью) – согласно ст.87 ГК РФ участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Но нужно иметь в виду, что государством предусмотрена так называемая субсидиарная ответственность – в случае банкротства компании рассчитаться по долгам придется собственникам или директору (руководителю, который имеет право давать обязательные для выполнения указания) если доказано, что банкротство вызвано по их вине.

Таким образом, риск потери личного имущества есть и у ИП и у ООО.

 

Я хочу открыть бизнес с другом. Что мне больше подойдет: ИП или ООО?

Если вы собираетесь строить бизнес в одиночку или работать без сотрудников, то вам подойдет ИП. В случае если вы хотите открыть бизнес, например, с бывшим однокурсником, то нужно регистрировать ООО. Взять в долю вы можете не более 50 человек, но если число участников превысит 50, то необходимо преобразовать компанию в ОАО или производственный кооператив (ст. 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). ООО может быть учреждено и одним лицом, которое становится его единственным участником.

В чем разница между ООО и ЗАО (ОАО)?

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Принципиальное отличие от ООО – в возможности выпускать ценные бумаги – акции, при этом акции ЗАО распространяются только среди учредителей или заранее установленного круга лиц и не подлежат продаже на бирже, в отличие от акций ОАО. Число участников ЗАО, как и ООО, не должно превышать 50 человек, в противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО.

Для регистрации ЗАО (ОАО) и ООО необходим стандартный пакет документов, однако образование ЗАО (ОАО) осложняется необходимостью регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Минимальный размер уставного капитала ООО и ЗАО должен составлять не менее 10 000 рублей, для организации ОАО – не менее 100 000 рублей.

 

Нужен ли мне бухгалтер? Кто отвечает за организацию ведения бухгалтерского учета?

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» все юридические лица (ООО, ОАО, ЗАО) обязаны вести бухгалтерский учет.

Ведение бухучета и хранение документов должен организовать руководитель компании (ст. 7 N 402-ФЗ от 06.12.2011), который в свою очередь обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Необходимо обратить внимание, что в случае регистрации ОАО главный бухгалтер или иной сотрудник, на которого возлагается ведение бухгалтерского учета, должен иметь высшее образование и опыт работы в соответствующей сфере не менее 3 лет.

ИП могут не вести бухгалтерский учет (ст. 6 N 402-ФЗ от 06.12.2011), однако это не значит, что индивидуальный предприниматель не отчитывается перед государственными службами. Отчетность ИП зависит от выбранной системы налогообложения. Также ИП сдают отчетность за работников (если они есть), по кассовым операциям и дополнительным налогам.

 

Я собираюсь открыть свой бизнес. Какую форму собственности мне в итоге выбрать?

Как перечислено выше, у каждой формы собственности есть свои особенности. Выбор зависит от специфики бизнеса, какая выбрана система налогообложения, какие планы у собственников в отношении развития компании, собираются ли они привлекать инвесторов и др.

Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к специалистам НОРД АУТСОРСИНГ, которые смогут проконсультировать вас и подготовить документы для регистрации.


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей
С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».