19.05.2021

Табель рабочего времени

Табель учета рабочего времени сотрудников ведет бухгалтер или работник отдела кадров для контроля установленного на предприятии режима, получения данных о фактически отработанных часах, которые в дальнейшем используются для начисления заработной платы и отчетности. В случае задержки на работе, неявки или опоздания, в табеле делают соответствующие отметки на основании официальных документов: больничных листов, справок, согласии на сверхурочную работу и т.д. Законодательно обязанность и форма ведения табеля рабочего времени закреплена Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 №1.

Если в компании или у предпринимателя работают наемные сотрудники, то вести учет рабочего времени обязательно. Однако форму Т-13, разработанную Госкомстатом, применять не обязательно. Предприятие имеет право разработать собственную форму, важно, чтобы было что предъявить контролирующим органам.

В чем польза работодателю от табеля рабочего времени?

Если у работодателя налажено четкое ведение табеля учета рабочего времени, ему можно не беспокоиться о проверках контролирующих органов. Кроме того, табель облегчит работу собственной бухгалтерии и общение с представителями государственных инстанций.

  • Бухгалтеру будет удобно рассчитывать размер выплат сотрудникам: зарплат, сверхурочных, командировочных и т.д.

  • Налоговой службе можно будет доказать верность начисления налогов и страховых взносов.

  • Фонд социального страхования получит подтверждение правильности расчета социальных пособий.

  • Гострудинспекцию можно будет убедить в том, что права работников соблюдены, нормы охраны труда выполняются.

  • Представителей Росстата получат необходимую им информацию.

Недостатки табеля рабочего времени

Табель необходимо заполнять регулярно, ежемесячно начиная новый бланк. В этом кроется один из его недостатков: если на предприятии не организована электронная пропускная система, придется выделить человека, обязанностью которого будет преимущественно ведение табеля: отслеживание времени прихода и ухода сотрудников, проверка причин опозданий и задержек.

В табеле отмечают работу только тех сотрудников, с которыми заключены трудовые договоры. Сведения о совместителях даже указывают дважды для удобства дальнейших расчетов в бухгалтерии. Однако те работники, с которыми заключен гражданско-правовой договор, внешние совместители, неофициальные работники, в табеле не учитываются, что не всегда удобно работодателю и бухгалтерии.

Ответственность работодателя

Табель рабочего времени – важнейший первичный документ кадрового и бухгалтерского учета. Хранить его в организации обязаны в течение 75 лет после окончания учетного года.

Если в компании не ведется табель рабочего времени, к ответственности могут привлечь сразу по трем кодексам: Административному, Трудовому и Налоговому:

  • Ст.5.27 КоАП РФ предусматривает штраф до 50 тысяч рублей за несоблюдение трудового законодательства.

  • Ст. 122 НК РФ предусматривает штраф в 20-40% от неуплаченной суммы налога и неподтверждение расхода документами.

  • Ст. 120 НК РФ предусматривает штраф до 30 000 рублей за нарушение правил учета доходов и расходов.

Ведение табеля учета рабочего времени вместе со всем кадровым делопроизводством часто передают на аутсорсинг. Однако в этом случае важно предусмотреть удобный способ передачи сведений о фактическом времени работы сотрудников, отпусках, отгулах, обучении и т.п.
Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».