26.04.2021

ЦБ давно отменил паспорт сделки, но валютный контроль остался

С каждым годом все больше компаний старается выйти на международный рынок, предлагая товары или услуги заграничным клиентам, покупая импортный товар без посредников. С одной стороны, государство поощряет развитие бизнеса, с другой – тщательно контролирует его.

Паспорта сделки отменили еще с начала 2018 года. Вести работу с иностранными партнерами стало проще, но не нужно забывать о том, что валютный контроль никуда не делся. По некоторым сделкам необходим контроль уполномоченного государством банка и присвоение контракту уникального номера. Полностью порядок действий и особенности работы по договорам ВЭД регламентированы Инструкцией Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Нарушения правил валютного контроля, совершение сделок в обход уполномоченных банков, могут привести к серьезной ответственности в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ. Суммы штрафов предусмотрены более чем весомые, например, за сделки, незарегистрированные в уполномоченных банках, можно отдать до 100% от суммы контракта.

Какие сделки должен контролировать банк?

Первое, о чем нужно помнить, когда речь идет о работе с иностранными контрагентами: валюта расчетов роли не играет, сделку регистрируют, даже все переводы осуществляют в рублях. Второе – сделка должна быть между резидентом и нерезидентом РФ, в том числе, если оказываются посреднические услуги.

  • Важным критерием является сумма контракта. При экспорте регистрируют сделки, превышающие 6 миллионов рублей, для импорта сумма снижена вдвое – 3 миллиона рублей. Предмет договора также имеет значение, контролю подлежит:

  • Экспорт и импорт товаров.

  • Интеллектуальная деятельность и права на ее результаты: работы, услуги, информация.

  • Аренда или лизинг движимого и недвижимого имущества.

  • Продажа или покупка ГСМ, продовольствия, материально-технических запасов для обслуживания и использования транспортных средств в пути следования, местах остановок.

Если расчеты ведутся через российские счета, то они должны быть открыты в контролирующем банке. При использовании компанией заграничных счетов, зарегистрировать сделку можно в любом уполномоченном банке.

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных условий, не стоит считать, что валютного контроля не будет. Процедура становится проще, документов нужно меньше, но все сделки по ВЭД государство отслеживает в обязательном порядке.

Какая информация о сделке ВЭД нужна уполномоченному банку?

Резидент – импортер направляет в банк контракт или выписку из него. Если документ еще не подписан, достаточно проекта. Сам контракт нужно предъявить не позднее 15 дней с даты составления, подписания, вступления в силу, в зависимости от того, какая из них самая поздняя. Важно, чтобы банк получил информацию о виде сделки, дате и номере договора, валюте, точных суммах и установленных сроках выполнения условий.

Резидент – экспортер направляет в банк контракт, его проект или сведения о нем. Для предоставления информации форму разрабатывает банк. Контракт также необходимо предъявить в порядке, аналогичном импорту. Обязательно потребуется информация:

  • о виде сделки;

  • дате и номере контракта;

  • валюте;

  • сумме;

  • установленной дате выполнения обязательств;

  • названии нерезидента и страны его нахождения.

В банке течение рабочего дня документ учитывают и дают ему уникальный номер. Резидент получает информацию о недостающих документах или номер контракта выбранным банком способом.

Если после взятия на учет в документе будет изменена информация, которую сообщали при регистрации, необходимо поставить об этом в известность банк. На каждую операцию Инструкцией поставлены жесткие сроки.

Справка о подтверждающих документах СПД

Банку необходимо сообщить о том, что сделка по учтенному контракту завершена. Для этого предъявляют документы, подтверждающие закрытие контракта: накладные, акты и т.п., в сопровождении справки о подтверждающих документах.

Случаи, когда необходимо представить в банк СПД:

  • После завершения работ, услуг, передачи или получения товаров.

  • При остановке исполнения обязательств в силу каких-то обстоятельств.

  • В случае уступки прав нерезидентом другому лицу.

  • При корректировке суммы контракта.

Срок, в течение которого необходимо направить в банк СПД – 15 рабочих дней после окончания месяца подписания закрывающих сделку документов.


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».