21.11.2017

Валютные операции

В целях применения валютного законодательства организации имеют статус резидент или нерезидент. [i]  В рамках применения валютного регулирования применяется свое определение резидентства, не путайте с определениями резидент и нерезидент в целях расчета НДФЛ (налога на доходы физических лиц, глава 23 налогового кодекса РФ).

Валютные операции делятся на разрешенные и запрещенные. [ii]

Разрешенные операции:

  • Операции с резидентами, предусмотренные в ч. 1 ст. 9 № 173-ФЗ;
  • С нерезидентами российская организация вправе проводить любые валютные операции. То есть в расчетах свободно используется иностранная валюта или рубли. [iii]

Требования к разрешенным операциям:

  • Расчеты по ним должны проходить через счета организации в уполномоченном банке [iv] или через счета в банках, расположенных за территорией России;
  • Организация обязана предоставлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
  • При расчетах с нерезидентами в установленных валютным законодательством случаях необходимо проводить репатриацию валютной выручки. Это означает, что российская организация обязана обеспечить: получение от нерезидентов на свои счета иностранной валюты (рублей); поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты (рублей); возврат денежных средств, перечисленных нерезидентам.

Запрещенные операции:

Проводить валютные операции между резидентами запрещено, т.е. российская организация не вправе: продавать иностранную валюту российской организации; приобретать иностранную валюту у российской организации; использовать иностранную валюту в расчетах с российскими организациями.

В ситуациях, прямо предусмотренных законом, можно применять валюту при работе с резидентами. [v]

Если организация открывает, закрывает свои счета за рубежом или меняет их реквизиты, она обязана уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своего учета.

Ответственность:

  • Если вовремя не подать сведения о зарубежных банковских счетах, налоговая инспекция может оштрафовать организацию и должностных лиц. [vi]
  • Негативные последствия ожидают также, если организация не предоставит или нарушит порядок предоставления отчетов о движении средств по зарубежным счетам. Это грозит административной ответственностью. [vii]
  • Ответственность предусмотрена и за незаконные валютные операции. [viii] Незаконными считаются запрещенные валютные операции или те, которые совершены с нарушением валютного законодательства.
  • Также ответственность можно понести за несдачу справки о валютных операциях и документов по ним. [ix]
  • Административная и уголовная ответственность предусмотрены за нарушение требования о репатриации валютной выручки. [x]

Расчеты наличными

Закрытый перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлена в ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

Оформите паспорт сделки, если одновременно выполняются следующие условия:

  • Организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
  • Расчеты по операции проходят через счета, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • Между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • Сумма контракта (кредитного договора) равна / превышает эквивалент 50 000 долл. США. [xi]

Если организация нарушит правила оформления паспорта сделки, налоговая инспекция (таможня) может оштрафовать ее. [xii]

Важно! C 2018 года, вносятся изменения в валютное регулирование. Они сводятся к следующему: старая инструкция №138-И, прекращает свое действие, вводится в действие новая инструкция.

Инструкцией Банка России от 16.08.2017 №181-И:

  • отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки;
  • введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;
  • для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов - в течение одного рабочего дня;
  • отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • приводятся формы документов, порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией.

Итоги. Инструкция № 181-И уменьшит количество оснований для привлечения резидента к административной ответственности. Так как с 01.01.2018 процедуру учета начнут оформлять банки, резиденту нужно будет только своевременно предоставить необходимые документы. Негативных последствий, связанных с ошибками при оформлении паспортов сделок, не будет. Исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.


[i] ст.1 № 173-ФЗ

[ii] ст. 6 и 9 № 173-ФЗ

[iii] ст. 6 № 173-ФЗ

[iv] уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте

[v] ч. 1 ст. 9 № 173-ФЗ

[vi] ч. 2 и 2.1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[vii] ч. 6, 6.1–6.3 и 6.5 ст. 15.25, ст. 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ч. 2 ст.23 № 173-ФЗ

[viii] ч. 1 ст. 15.25, ст. 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ч. 2 ст. 23 закона № 173-ФЗ

[ix] ч. 6–6.3 ст. 15.25, ст. 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ч. 2 ст. 23 № 173-ФЗ

[x] п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ, п. 3 ст. 24 № 173-ФЗ, п. 24 ст. 7 № 161-ФЗ, ч. 4–6 ст. 15.25, ст. 23.60 КоАП РФ об административных правонарушениях, п. 2 ч. 2 ст. 23 № 173-ФЗ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 506, ст.193 УК РФ

[xi] п. 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И

[xii] ч. 6, 6.4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях


Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».