11.11.2019

Выездная проверка налоговой инспекции

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки.[i] Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки.[ii]

Критерии отбора организаций на выездную проверку утверждены приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333.

Налоговая инспекция может назначить проверку если:

- налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности;

- убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов (убыток не менее двух лет);

- значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов по НДС за 12 последних месяцев 89 и более процентов);

- темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации;

- среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности (информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru));

- заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин (учитываются обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды);[iii]

- непредставление пояснений о выявленных несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.;

- переходы между налоговыми инспекциями;

- отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности по данным бухучета меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов.

В приказе не сказано, сколько критериев должно соблюдаться в организации, чтобы организацию включили в план проверок. Т.е. инспекция может назначить выездную проверку, даже если этот критерий один или их совсем нет.

Выездная проверка проводится на территории организации при предъявлении решения. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции.

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена.[iv]

В ходе выездной налоговой проверки инспектора могут:

  • запрашивать документы у проверяемой организации;

  • требовать документы у контрагентов проверяемой организации и иных лиц;

  • допрашивать свидетелей;

  • назначать экспертизу;

  • привлекать к проверке специалистов и переводчиков;

  • инвентаризировать имущество проверяемой организации;

  • проводить осмотры помещений, используемых проверяемой организацией;

  • проводить выемку документов и предметов, принадлежащих проверяемой организации.

В ходе проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. Организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами .[v]

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения.[vi]

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов в рамках выездной проверки является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа по статье 126 НК РФ (налоговый кодекс) составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации также административную ответственность.[vii]

Способы представления документов

Документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна представить: на бумаге (в виде копий или подлинников в зависимости от того, как указано в требовании); либо в электронном виде (если документы, истребуемые у организации, составлены в электронном виде).[viii]

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Продление проверки

Основания для продления выездной налоговой проверки приведены в п. 2 приложения 4 к приказу ФНС России 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена.

Приостановление проверки возможно только по закрытому перечню оснований.[ix]

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют два ограничения.[x]

В период приостановления проверки инспекция: не может запрашивать документы у проверяемой организации; должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки); обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.[xi]

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку.[xii]

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки). [xiii]

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки.[xiv] Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений.

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта.[xv]

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию.

По общему правилу на основе всех имеющихся материалов налоговой проверки инспекция принимает в 10-дневный срок окончательное решение по итогам выездной проверки.[xvi]

По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в МВД для возбуждения уголовного дела.

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки организацию могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения.[xvii]

Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности:

– истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;

– отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Административная ответственность

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности.[xviii]

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передаются в МВД. На основе этих данных сотрудники МВД будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.[xix]

Как вести себя с проверяющими при выездной проверке

Не нужно относится к проверяющим негативно. Дайте понять инспекторам, что вы готовы с ними сотрудничать.

Начинайте общение с ними всегда культурно. Сначала попросите их представиться и предъявить служебное удостоверение. Перепишите все данные из удостоверения.

Подготовится к проверке нужно так: проверьте, все ли документы за проверяемый период имеются в наличии, достаточно ли обоснованы расходы за период проверки, верно ли сформирована база по налогам, к проверке будет более правильным подготовить кладовщика, кассира и других МОЛ, и т.д.

Как действовать во время проверки

Обычно возникает вопрос, где разместить проверяющих. Если есть возможность, разместите их в отдельном помещении. Это объясняется следующим. На практике рядовые сотрудники несерьезно относятся к присутствию проверяющих. В результате последние могут услышать информацию, которая для них не предназначалась, и в итоге использовать эти сведения в своих целях. Поэтому нужно предупредить всех сотрудников, что на предприятии идет налоговая проверка, поэтому чтобы «не отвлекать» проверяющих, контактировать с ними не нужно. Также предупредите сотрудников, что своими разговорами они могут невольно помочь проверяющим и тем самым навредить организации.

К проверяющим стоит «прикрепить» знающего бухгалтера – того, кто имеет представление практически обо всей деятельности бухгалтерии и понимает, где какой документ взять. В таком случае отрывать от дел главного бухгалтера будут в очень редких случаях. Это очень важно для тех ситуаций, когда проверка приходится на какой-либо отчетный либо налоговый период.

Как быть, если часть документов инспекторы хотят забрать с собой. Этого лучше не допускать. В противном случае есть вероятность, что инспектор сделает «неудобные» для вашей организации выводы, также есть вероятность, что документы затеряются. Если инспекторам нужна информация, сделайте для них копии документов. Но прежде попросите их оформить официальный запрос.

Сразу предупредите инспектора, что окончание рабочего времени у вас, к примеру, в 18:00 и вы уходите домой. Инспектор не сможет потребовать от вас задержаться. А чем меньше времени у него будет на проверку – тем лучше.

Обязательно предупредите контрагентов о возможной встречной проверке. Это важно и для того, чтобы по итогам проверок у вас не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах.

Если видите, что по определенному вопросу вы явно правы, а проверяющие все равно фиксируют ошибку, не мешайте им. Инспекторам будет, что написать в акте, а вы в возражениях к проверке это сможете легко оспорить.

Другое дело, когда речь идет о существенном нарушении законодательства. Тут уже надо отстаивать все и сразу, предпринимать любые меры (объяснять, обосновывать и т.п.) чтобы в акт данная информация не попала.

Не давайте прямого ответа на неудобные вопросы. Вы, можете выиграть время, указав на то, что вам нужно подумать и вспомнить детали.

Если есть возможность, директор организации должен отсутствовать во время проверки. В таком случае вы всегда можете ссылаться на то, что вам нужно время выяснить у руководителя то или иное обстоятельство.

Если запросили спорный документ, тяните время и предоставьте его позднее. Можно сказать, что именно сейчас вас вызывает руководитель, и отдать документ с опозданием.

Загрузите инспектора большим количеством документов для проверки. То есть, инспектору предоставляется такой большой объем макулатуры, что он подсознательно теряет желание все это проверить.

Используйте проверку в своих целях для получения ответов на спорные вопросы, не урегулированные действующим законодательством.

Однозначно сказать какие последствия ожидают компанию после проведения выездной проверки, не представляется возможным. Все зависит от того, нашли ли проверяющие какие либо нарушения или нет, насколько они серьезные, как быстро организация погасила недоимки (штрафы, пени) если таковые были начислены по результатам проверки и т.д.




[i] абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ


[ii] абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ


[iii] постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53


[iv] письмо ФНС России от 18.11.2010 г. № АС-37-2/15853


[v] абз. 1 п. 12 ст. 89 НК РФ


[vi] абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ


[vii] ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ


[viii] п. 2 ст. 93 НК РФ


[ix] п. 9 ст. 89 НК РФ


[x] абз. 6,8 п. 9 ст. 89 НК РФ


[xi] абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ


[xii] приложение 7 к приказу ФНС России от 08.05.2015г. № ММВ-7-2/189, п. 15 ст. 89 НК РФ


[xiii] абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ


[xiv] приказ ФНС России от 08.05.2015г. № ММВ-7-2/189


[xv] п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ


[xvi] п. 1 ст. 101 НК РФ


xvii] п. 7 ст. 101 НК РФ


[xviii] п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 5 ч. 2 и ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях


[xix] п. 3 ст. 32 НК РФ




Мнение эксперта
Татьяна Овсянникова
Татьяна Овсянникова
Руководитель отдела по персоналу
Оцените материал
Поделиться:
Похожие публикации
Хотите сотрудничать?
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения всех деталей

С целью предоставления наиболее оперативного и индивидуализированного обслуживания на данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Дополнительная информация о cookie-файлах доступна в разделе «Уведомление об использовании cookie-файлов».